воля и вера меняют мир
Я так давно хотел поехать в Европу, и, наконец, моя мечта осуществилась. 30 июня я сел в самолет, где меня встретили приветливые итальянские стюарты. Я с глубокого детства не летал в самолетах, настолько глубокого, что можно сказать, летел в первый раз. Вид из окна иллюминатора, конечно, заворожил меня.
Ступив на итальянскую землю, я вместе с мамой и сформировавшейся группой тут же отправился в соседнюю республику Сан-Марино. Крошечное государство оказалось весьма привлекательным местом. Автобус взбирался все выше к вершине холма, петляя по серпантину, что очень напоминало хорошо знакомые дороги на черноморских курортах. Исторический центр Сан-Марино представлял собой очень хорошо укрепленный замок на горе Монте-Титано, внутри которого расположились бесконечные ряды магазинов и бутиков. Первое, что меня поразило, – все продавцы говорили по-русски. Как я потом выяснил, каждый день недели прилетают туристы из определённой страны. И каждый день хозяева стремятся выставлять продавцов, владеющих соответствующим языком. Например, немцы прилетают по четвергам. А вот суббота оказалась днем русских. Сервис на грани фантастики:)
Купив там пару сувениров и пачку сигарет, завтра, 1 июля, я отправился в Вечный город. Пересекая Апеннины, мы приблизились к Риму и незаметно въехали прямо в исторический центр. В городе было полным-полно туристов. Они сновали по площадям и улицам вперемешку с итальянцами, праздно проводившими время, потому что был воскресный день. Первый архитектурный памятник, который я увидел, был Пантеон – храм всех богов, построенный во 2 веке н.э. Это единственное античное строение, полностью сохранившееся в Риме. Хотя подобного ему нет и во всей Европе. Громадный цилиндр, или, что более подходяще, барабан увенчан сферическим куполом, в вершине которого сделано круглое отверстие. В Пантеоне нет окон, и это отверстие является единственным световым колодцем. Оно впускает потоки света, освещающие полутёмный храм. В огромных нишах когда-то стояли статуи древнеримских богов. Потом это стало христианской церковью. Сейчас это только музей, по крайней мере, по ощущениям. Пантеон завораживает… Находясь там, я почувствовал дух античности. И такое чувство охватывало, видимо многих. Чуть позже, когда мы посещали великие католические соборы в Риме и остальной Италии, их купола часто напоминали купол Пантеона.
От римского Форума остались только фундаменты зданий и обломки колонн. Первый римский день завершился у стен Колизея. Этот памятник, фактически, является символом Рима. Никому точно не удалось подсчитать, сколько людей погибло на его арене.
Католические соборы Рима не менее внушительны. Барочная лепнина, мраморные колонны и статуи, великолепные фрески создают их величие. Мощи апостола Петра веками охраняют Рим в главном католическом соборе Европы.
Внутреннее убранство Ватикана также оказалось роскошным. Древнегреческие статуи: Аполлон Бельведерский, древнеримская копия скульптуры «Лаокоон и его сыновья» – я увидел всё то, о чём слышал с глубокого детства. Но больше всего меня поразили стансы Рафаэля – апартаменты, расписанные великим художником для папы Юлия II. Фреска «Афинская школа» является апофеозом эпохи Возрождения и несёт глубокий политический смысл. Придавая Платону, Аристотелю и другим древнегреческим философам черты своих соотечественников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте Алигьери, – Рафаэль недвусмысленно намекнул, что именно Италия является наследницей древней Греции и средоточием европейской культуры.
И, конечно, искреннее восхищение вызвала Сикстинская капелла. Грандиозные фрески, заполняющие потолок и стены, были выполнены одним человеком – Микеланджело. Обычно выдающиеся художники более практично подходили к делу – они занимались крупными заказами вместе с учениками. Мастер начинал картину, а доделывал её уже кто-то из учеников. Но Микеланджело обладал тяжёлым характером и со всеми переругался. Никто не соответствовал его высоким требованиям. Поэтому он трудился в одиночку и за четыре года кропотливой работы расписал капеллу.
Я понимал, что просто не могу отказаться от экскурсии в Неаполь. Вид на неаполитанский залив просто божественный. Недаром там строили виллы еще древнеримские патриции, и в течение двух тысяч лет все правители этих мест обязательно строили здесь свои особняки. Старый город тоже очень красив и наполнен памятниками архитектуры. В центре высится огромный тёмно-коричневый замок XIII века Кастель-Нуово. И, кроме Неаполя, мирно устроившегося под дремлющим Везувием, мы посетили развалины древних Помпей.

То ужасное извержение вулкана, засыпавшее пеплом римский город, сыграло на руку современной культурологии. Потому что взору предстал законсервированный город почти двухтысячелетней давности. Я прогулялся по узким улочкам, прямоугольной сеткой расчертившим город. Надо сказать, что Помпеи были удобным для жизни городом. Например, между булыжников мостовой укладывались кусочки мрамора, чтобы идущие ночью могли видеть отраженный свет луны от этих кусочков, и не биться головой о стены домов. В очередной раз я побывал в типичном античном доме. Постройки без окон позволяют ощутить ту огромную разницу в мировосприятии по сравнению с греками и римлянами, которая должна возникать из-за другого типа жилища.
Что самое интересное, Везувий относится к типу дремлющих вулканов и извергается с периодичностью около двух тысяч лет. Он извергался около 1700 г. до н.э., в 79 г. н.э. он уничтожил Помпеи, и вот прошло больше 19 веков… За последние десятилетия учёные отмечают возросшую активность Везувия, на его склоне есть сейсмографическая станция, которая непрерывно ведёт мониторинг активности вулкана. То есть повторное извержение снова может повториться. В Неаполе и окрестностях живёт около 2 миллионов человек. Просто не представляю, как будет эвакуироваться такое количество жителей, если извержение внезапно начнётся.

@настроение: прекрасное

@темы: путешествия, впечатления